Как рассчитать усадку шерсти?

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

(Народная мудрость)

Н е секрет, что шерсть в процессе механического и термического (температурного) воздействия имеет свойство сжиматься, а шерстяные вещи — уменьшаться (усаживаться).

Ч тобы свалять изделие определенного размера, необходимо разложить шерсть уже с учетом усадки. Как же эту загадочную усадку определить до начала валяния?

Факторы, влияющие на усадку шерсти

1. Вид шерсти.

Р азные виды шерсти в валятельном процессе ведут себя абсолютно по-разному. Тонкая шерсть усаживается гораздо быстрее и сильнее, чем грубая. Гребенная лента усаживается лучше, чем кардочес.

2. Раскладка.

Т онко разложенная шерсть усаживается сильнее, чем толсто разложенная. Имеет значение и направление слоев — шерсть усаживается по длине волоса, т. е. каждая прямая шерстинка стремится стать зигзагообразной. Волан, выложенный в одном направлении, сядет только в длину, а в ширину растянется. При трехслойной раскладке из двух горизонтальных и одного вертикального слоя, усадка по ширине будет заметнее.

3. Декор.

Д екоративные материалы (ткани, волокна) не обладают свойством усаживаться. Кроме того, они сдерживают усадку шерстяного изделия. Чем больше декора использовано при раскладке будущего шедевра, тем меньше изделие уменьшится в процессе валяния.

4. Способ валяния.

К разным изделиям мы применяем разные подходы. Что-то нежно наглаживаем, что-то катаем в рулоне, что-то трем, мнем и бросаем, что-то подвергаем термошоку для уплотнения. Чем агрессивнее воздействие, тем сильнее усадка.

У честь все эти факторы довольно трудно. Мастерам, валяющим однотипные изделия в значительном количестве, наработанный опыт позволяет с точностью достигать нужного результата. Остальным же, во избежание разочарований, рекомендуется перед началом работы изготовить тестовый образец.

Изготовление тестового образца

И так, мы решили, что будем валять, из чего и как. Берем шерсть из расчёта такого количества граммов на сантиметр, как в будущем изделии и раскладываем квадрат размером. к примеру 20 x 20 см. При этом соблюдаем раскладку, количество и направление слоев, как в будущем изделии (для шарфов/тапок/шапок эти условия будут различаться).

В аляем образец теми способами, которые будем использовать при валянии будущего изделия, высушиваем, проглаживаем, измеряем сторону готового квадрата линейкой.

Расчет коэффициента усадки

Р ассчитываем КУ (коэффициент усадки) по формуле:

КУ = исходный размер / итоговый размер

К примеру, наш квадрат 20 х 20 см после увалки стал 16 х 16 см. КУ = 20/16 = 1,25

Т еперь умножаем желаемые параметры будущего изделия на получившийся коэффициент и используем получившиеся размеры при построении шаблона и раскладке.

А как же проценты?

ВНИМАНИЕ. КУ никак не связан с процентами. Проценты увеличения и уменьшения — это абсолютно разные понятия, между ними таится сложное, недоступное моему мозгу соотношение.

Р азница возникла потому, что в первом и втором случае мы берем за основу для расчетов (т. е. за 100% ) разные цифры, а изменить их пытаемся за счёт одних и тех же 20 %. В большинстве мастер-классов, предлагающих увеличивать выкройки с учетом процентов, кроется ошибка.

Е сли мои доводы неубедительны, возьмите калькулятор и цифру вашего веса, попробуйте «растолстеть» на 20%. а потом от получившейся цифры «похудеть» обратно на 20%. Не сходится? Вот точно так же не сходится и размерчик свалянной вещицы на фигурке, если неправильный процент взять за основу!

С читать усадку в процентах могут, на мой взгляд, только великие математики! Или люди, вообще далекие от точных наук, для которых все «приблизительно плюс минус туда сюда несущественно». Для достижения предсказуемого результата лично я рекомендую использовать при расчетах КУ .

Все относительно

Н е ошибается тот, кто ничего не делает — гласит народная мудрость. Что же делать, если ошибка уже произошла?

О шибаться с раскладкой в меньшую сторону крайне нежелательно. Изделие будет либо мало (в этом случае его можно подарить малогабаритному другу/родственнику), либо нужного размера, но недоваляно (любой полуфабрикат можно трансформировать в арт-объект или превратить в элементы декора).

О шибки в большую сторону можно попытаться исправить, уваляв изделие посильнее. Вещи, задуманные тонкими, при этом станут плотнее. Желательно все же не превращать шарфик в стельку.

* Как правило, у каждого мастера своя технология валяния и свои наработки. Весной 2015 года две известные петербургские мастерицы Елена Найденова и Юлия Хабарова показали интереснейшее мастер-шоу «Метаморфозы КУ». где на основе шаблонов с коэффициентами усадки 1,4 и 1,8 на глазах у изумленной публики сваляли блузки 44-го размера.

** Годом раньше московская мастерица Ирина Полубояринова провела любопытный эксперимент с тапками. Три пары были разложены на шаблонах разного размера, а уваляны на один размер.

Д ерзайте и у вас обязательно все получится. Успехов в творчестве!