Валяние из шерсти: как создается войлок

Много веков назад люди научились изготавливать предметы домашнего обихода, одежду и даже стены своих жилищ из шерсти методом валяния. Со временем ремесло, которое когда-то было насущной необходимостью, эволюционировало в творческое хобби. Сейчас валяние из шерсти обретает второе рождение. Изготовленная из тонкой овечьей шерсти жилетка или шарф — необычный аксессуар для ценительниц эксклюзивных вещиц.

Мастерская одной из камчатских валяльщиц — именно так называют мастеров, изготавливающих одежду и аксессуары из овечьей шерсти — находится в центре Петропавловска. Там разместилось все, что нужно для работы — стеллажи с множеством цветных мотков материала, необходимые инструменты и, главное, — большой рабочий стол.

Сегодня владелица мастерской Елена Заика познакомит нас с искусством валяния и расскажет, как из тонких волокон непряденой шерсти получаются плотные полотна войлока.

Итак, валяние делится на два основных направления — мокрое и сухое. Их названия напрямую связаны с сутью рабочего процесса. В первом — создание изделий происходит с участием мыльного раствора. При помощи мокрого валяния создаются плоские вещи, то есть жилеты, куртки, шарфы и другая одежда и аксессуары.

Во втором направлении мастера работают специальными иглами, многократно протыкая ими изделие: маленькие засечки на иглах тянут за собой волокна шерсти, спутывая их между собой. Чтобы получить, например, небольшую плотно свалянную игрушку, мастеру нужно проткнуть заготовку из спутанной шерсти не одну сотню раз, придавая изделию желаемую форму, и, конечно же, старательно беречь пальцы.

Для некоторых вещиц используются сразу обе техники, например, для создания бусин.

Наша сегодняшняя героиня создает одежду и аксессуары из шерсти в технике мокрого валяния. С непривычным для себя материалом и методами работы с ним она познакомилась около трех лет назад. Тогда, делая куклу для дочери, Елена стала искать в интернете то, что может стать шевелюрой игрушки. Будущей мастерице встретился совет сделать волосы для куклы из шерсти для валяния. Решив заказать материал в сети, Елена попутно заинтересовалась вещами, созданными мастерами из овечьей шерсти. Они настолько ее очаровали, что в интернет-магазине был заказан не один яркий моток. Когда пришла посылка Лена начала осваивать технику мокрого валяния.

Училась Елена и с помощью мастер-классов в интернете, но больше методом проб и ошибок. «Мастера в своих онлайн-уроках чаще всего дают информацию с расчетом на тех, кто уже понимает, как работать с шерстью. Или не до конца раскрывают все тонкости и хитрости. Особенно сложно, если ты не знаком с видами материала и не знаешь, какой для чего больше подходит. В общем, первые работы были просто «атас!» — довольно быстро они пришли в негодность, рвались. Но со временем пришел опыт, накопились знания, появились свои секреты и хитрости», — рассказывает Елена.

В своей мастерской Елена не только работает сама, но и проводит мастер-классы для учеников. В светлом и уютном помещении уроки проходят три-четыре раза в месяц. И всегда находятся желающие приобщиться к искусству работы с шерстью.

В своей мастерской Елена не только занимается с учениками, но и работает над заказами — изготавливает головные уборы, сумки, тапочки и многое другое из мягкой шерсти.

Как отмечает Лена, заниматься валянием можно и дома — главное, чтобы хватало места. Небольшие изделия можно создавать и на кухонном столе. Но для того, чтобы сделать куртку, нужно большое рабочее пространство. Поначалу наша героиня работала дома на полу, но со временем решилась на собственную мастерскую.

Шерсть для валяния в мастерской хранится на стеллажах. Для удобства работы мотки на полках разложены по цветам и оттенкам.

Образцы каждого цвета с указанием названия и артикула есть на самодельных планшетах. По словам мастера, так проще показать заказчику примеры оттенков, не доставая с полок все мотки.

«Сейчас видов шерсти великое множество. Материал для валяния производят в Германии, Италии, Латвии, России и других странах. Я предпочитаю работать с шерстью итальянского производства», — рассказывает Елена.

По расположению волокон в мотке шерсть разделяют на кардочес и гребенную ленту. Кардочес похож с виду на вату. Его получают в производстве первым. Часть шерсти оставляют в таком, слегка спутанном виде.

Другую часть — вычесывают и получают гребенную ленту. В ней волокна шерсти лежат в одном направлении.

А в самом начале своего пути шерсть для валяния выглядит так.

После грубого прочеса на заводе получаются ленты шерсти, из которых можно спрясть нити для вязания. А можно с помощью валяния изготовить войлок, и из него — различные изделия. Чтобы получить мягкую и тонкую шерсть, которую используют современные валяльщицы, ленты материала прочесывают очень тщательно и красят в различные цвета.

Материал различают не только по цвету, но и по толщине, говоря на языке валяльщиц — по тонине, она измеряется в микронах. Самые популярные виды шерсти — полутонкая, тонкая и экстра тонкая, то есть в этой системе измерений полутонкая — это самая толстая шерсть. Итальянский материал, который Елена использует в большинстве изделий, имеет тонину 19 микронов — это экстра тонкая шерсть. Она подходит для изготовления рукавиц, шарфов, брошей-цветков. Для тапочек и сумок мастера используют более грубую шерсть, чтобы изделия были долговечными и выдерживали нагрузку.

Корреспондент: Елена, вы уже более трех лет работаете с шерстью. За что вы ее любите?

Елена Заика: Шерсть это живой материал — теплый, приятный. Для меня очень важно, что она экологична, в процессе получения сырья не страдают животные — овцу стригут и отпускают ее. По сути это возобновляемый ресурс. Шерсть с первых дней знакомства покорила меня тем, что с ее помощью буквально из ничего можно сделать прекрасную вещь. Я думаю, это настоящее волшебство.

Самые главные инструменты мастера мокрого валяния, или фелтинга — это, конечно, руки, мыло и вода. «Волокно шерсти это по сути волос, а его поверхность состоит из множества микроскопических чешуек. Мыло нужно для того, чтобы шерсть стала гладкой и начала скользить. Когда мастер начинает валять шерсть, тереть ее руками, то она начинает спутываться, цепляться друг за друга чешуйками — за счет этого и происходит процесс валяния. После проведения еще ряда манипуляций из изделия выполаскивают мыло и просушивают работу», — делится наша героиня основными принципами мокрого валяния.

Чтобы изготавливать одежду, одних рук недостаточно, какими бы умелыми они ни были. Поэтому в мастерской Елены есть вспомогательные инструменты. Например, колодки, предназначенные для изготовления тапочек. Эти инструменты необходимы, чтобы выправить форму изделия и подогнать размер. В арсенале Лены — колодки самых распространенных размеров, 37 и 38. Но, имея такие образцы, мастер легко может сделать тапочки на размер-два больше или меньше.

На электронных весах мастер отмеряет нужное количество шерсти. Например, для того, чтобы сделать рукавицы, понадобится 30 – 40 граммов материала.

Деревянные вальки (с ударением на «и») помогают мастеру хорошо провалять тапочки изнутри. Игольчатые валики при нажатии ими на толстый слой войлока прорабатывают его по всей толщине, то есть не только поверхность полотна будет хорошо сваляна, но и в своей глубине оно будет прочным. Кухонная скалка нужна в мастерской также для улучшения качества изделий. На нее можно намотать, например, шарф и вместе с ним покатать скалку по столу, прилагая силу — так полотно проваляется гораздо лучше.

Почетное место в корзине с деревянными инструментами занимает рубель — самое большое приспособление с ребристой поверхностью. Для работы с ним изделие сперва наматывается на скалку, рубель укладывается сверху. Дальше мастер, прилагая усилие, катает рубелем скалку вместе с полотном по столу. Такой серьезный инструмент нужен в работе с изделиями изрядной толщины. Как отмечает наша героиня, рубелями пользовались мастерицы сотни лет назад, но и современные валяльщицы ценят его за эффективность.

Чтобы сделать берет или шляпку, мастера валяния используют специальные болванки. Елена для работы их изготовила сама — разные болванки соответствуют разным размерам головы.

В работе над куртками и жилетками мастер использует манекен. У Лены он стандартного, 46-го размера. «По нему можно ориентироваться и сделать хоть 44-й размер, хоть 48-й. Ближе к финалу уже примеряешь на человека и с учетом особенностей фигуры дорабатываешь. На манекен я примеряю мокрое изделие, а вот для примерки на человека, конечно, сперва сушу. В случае если нужна доработка, жилетку можно снова смочить и еще немного увалять», — делится Елена особенностями рабочего процесса.

Корреспондент: Удивительно, что из мотков тонких шерстяных волокон можно создать прочное полотно куртки или пальто. Как происходит процесс работы над такими вещами?

Елена Заика: Сперва снимаю мерки с будущей владелицы, по ним рисую выкройку. На ее основе создаю шаблон вещи — увеличиваю размеры с учетом коэффициента усадки шерсти, то есть рисую ту же выкройку, но раза в полтора больше. У каждого мастера коэффициент усадки свой и зависит от того, какой толщины выкладывается слой шерсти и какой плотности должно получиться в итоге изделие. То есть будущее пальто изначально выглядит просто огромным, но постепенно шерсть сваливается и оно становится похожим на одежду не для великана, а для обычного человека.

Корреспондент: Сколько времени уходит на изготовление изделий?

Елена: По-разному, все зависит от сложности. Например, цветок-брошь можно сделать за полтора часа. Рукавицы я делаю часа за три — четыре, а на жилетку уйдет целый день или даже два. Пальто можно изготовить дня за три. Это если работать по 8 – 9 часов в день.

На вопрос, что для Лены стало самым сложным изделием, она отвечает — валенки. Говорит, что физически очень тяжело провалять толстый слой шерсти. Зато теперь мастера греет эксклюзивная обувь, созданная собственными руками.

Украсить работы можно с помощью создания рисунка на поверхности изделия той же шерстью. Но это не единственный метод. Блеск изделиям придают, например, с помощью тончайших волокон вискозы или натурального шелка.

Ими можно создать прожилки на лепестках шерстяного цветка или украсить крылья бабочки-броши.

Совмещение различных материалов позволяет валяльщицам создавать одежду, украшенную изысканными принтами или фантазийными декоративными элементами. В технике декорирования, называемой нунофелтинг, на шерстяное изделие прикладывают фрагменты из ткани и методом трения закрепляют их на шерсти. Из натурального шелкового платка с узором можно вырезать мотив и привалять его к шерстяной поверхности изделия — шелк любит шерсть, хорошо держится на ней. С помощью цветного шифона создаются объемные элементы, волны.

Пикантность шерстяной одежде придают вставки из гипюра.

Один из любимых многими мастерицами материал для декора изделий — стеклянный бисер. Им вышивают поверхность брошей и одежды.

Декор — это чаще всего финальный этап работы над изделием. Но нам интересно, как же из тонких шерстяных волокон получается плотное полотно войлока? Елена готова провести для нас небольшой мастер-класс. Она уже подготовила шаблон, на основе которого будет создан цветок из шерсти.